Альбом выпускникам 11 класса



Концепция воспитательного процесса
классного руководителя
Евсеевой Элеоноры Анатольевны,
МБОУ «Лицея № 48» г. Калуги.
«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество»
В. Г. Белинский
«Труд становится основой
гармонического развития личности также потому,
что в трудовой деятельности человек
утверждает себя как гражданин»
В.А. Сухомлинский
1 раздел: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание — один из сложнейших социальных процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и в этой многогранности отношений помогает СОЦИОНИКА — наука о шестнадцати типах личности и шестнадцати типах отношений между ними.
Преимущество соционики по сравнению с другими системами описания личности, известными в психологии, в том, что она предлагает систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Механизм, органично включенный в психику любого человека, получил в соционике название информационного метаболизма.
Важную роль в жизни ребенка играют объективные социальные и культурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа — как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно «экология школы» должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней «лишними людьми», превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям — это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.
Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.
Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру — приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Проанализируем базовые потребности человека:
- потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;
- потребность ощущения значимости собственного Я.
-
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями, — это дом и школа.
Реальность:
- ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
- ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
- человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
-
Это и есть дисциплина. 2 раздел. ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитание интеллектуальной, всесторонне–культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Можно выделить 6 основных целевых направлений:
- всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;
- гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям;
- отношение к труду, что является показателем человеческой сущности;
- любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;
- преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей;
- физическое воспитание и гигиеническая культура.
-
3 раздел. ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Научить мыслить (развитие интеллекта):
- развитие мыслительных способностей;
- обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
- формирование политической и правовой культуры;
- выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
- выработка жизненных ценностей, понимание добра и зла, смысла жизни.
-
Воспитание чувств (формирование нравственных отношений): - научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;
- воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
- воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.
-
Здоровый образ жизни:
- развитие духовных и физических возможностей личности;
- формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.Физическая закалка организма;
- систематические занятия физкультурой и спортом;
- постоянный медико-психологический контроль.
-
4 раздел. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
Содержание и организационные формы воспитания мной разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально–активной и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип Характеристика принципа Гуманистический Отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект — субъективных отношениях Природосообразности Воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения Культуросообразности Воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Эффективности социального взаимодействия Воспитание в коллективах разного типа с целью расширения сферы общения и создания условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом — формирования навыков социальной адаптации, самореализации. Концентрации воспитания Развитие социальной и культурной компетентности личности, освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.
5 раздел. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.
Программа воспитания учащихся - это педагогическая система, состоящая из двух частностей: гуманистической этики и совокупности воспитательных идей.
Воспитание.
Взаимодействие взрослых и детей, старших и младших по реализации совместных планов по поиску жизненных ценностей. Задача школы — выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил законов жизни составляют суть воспитания, его душу и живую этику. Основной постулат нашей этики — благоговение перед человеком и жизнью. Все, что возвышает человека и приветствует жизнь, общечеловеческие духовные и нравственные ценности составляют добро, все, что вредит и разрушает человека и жизнь — зло. Ни с чем не сравнимая радость — уважать и любить людей, делать им добро. Чувство школы.
Что делает школу родным домом? Три фактора:- дружба с ровесниками, учителями;
- исполнение личностных желаний;
- собственная значимость.
- Школьник ощущает свою нужность товарищам, его ждут, его любят, его ценят, над ним же висит «дамоклов меч» страха и наказания. И школа становится желанным местом обитания. Школа — братство. Школа — отечество. Рождается чувство школы как родного дома.
ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно–воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе. Забота.
Забота. Любовь — забота о каждом ученике, как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Принимать ученика таким, каков он есть, и чем слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем потребуется. Доверие.
Пусть ученик поднимется на ту высоту, с которой видит себя. Надо предоставлять детям шанс быть лучше, дать почувствовать, что они могут многое, но бояться риска, доверять детям. Через доверие к детям — к школе без наказания. Добротворчество.
Ни дня без доброго дела! Настрой добротворчества с первого часа пребывания в школе. Научить ребенка видеть боль другого, научить его защищать другого от тревог и несчастий. Для этого главное средство — помощь больным, одиноким.
Основные заповеди.
Ребенок, подросток не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать на выполнение нравственных норм — заповедей. Заповеди могут быть составлены совместно учителями и учениками.
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции: - Организация разнообразной деятельности в классе;
- Забота о развитии каждого ребенка;
- Помощь в решении проблем.
-
6 раздел. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно–ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: - классный час в День знаний;
- участие в осеннем празднике — марафоне «Золотая осень» (команда полностью сформирована из ребят класса);
- новогодний праздник;
- участие в лыжных забегах «Лыжня России»;
- праздник мам и бабушек;
- Масленица;
- встреча с участниками ВОВ;
- подготовка лекторов дня здоровья по лицею;
- чаепитие, поздравление именинников и др.
-
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских на основе педагогических идей:
- равенство всех участников;
- ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
-
Основная цель работы творческой мастерской - подтолкнуть к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству.
Развитию субъектности личности должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса:
- с 5 класса сформирован актив класса, который распределяет обязанности учеников по секторам;
- из класса ребята входят в состав школьного совета старшеклассников;
- Югай Сабина является депутатом в думе учащихся;
- Класс активно принимает участие в организации различных выборов.
- Сформирована команда из ребят класса, для участия в ежегодном марафоне «Марш парков», в празднике «Золотая осень» ;
- Ребята из класса участвуют в ежегодных интеллектуальных играх «Кто вы профессор Чижевский», «Что? Где? Когда?», «Рыцари дорог», где занимают призовые места.
-
В развитии целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции, кружки: постоянно организуются поездки за пределы города в музеи, театры, на различные экскурсии, походы в библиотеки. Многие учащиеся обучаются в школах искусств по различным направлениям, несколько учащихся с младшей школы принимают участие в журналистской деятельности: пишут статьи, имеют публикации, много ребят занимается спортом.
Основные внешние и внутренние связи классного сообщества (ученики — учитель — родители — другие учителя — другие классы) базируются на принципах:
- много знать — престижно;
- помогать друг другу — нормально;
- готовить дело по чужому сценарию — невозможно;
- жить в неуютной обстановке — нельзя.
-
Образ ученика складывается из 5 потенциалов личности:
- нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.
-
Направления Приоритеты в работе классного руководителя Функции классного руководителя Диагностика в работе классного руководителя Нравственность- воспитание этической культуры учащихся;
- формирование нравственных отношений;
- развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей;
- развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- желание совершенствоваться;
- сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развития желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни;
- предметно–эстетическая обстановка.
- Кл. часы и уроки по этике;
- Анализ педагогических ситуаций в классе;
- Анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе;
- Способствовать решению поставленных задач;
- Создавать потребности в выполнении правил для учащихся;
- Создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, взаимной ответственности для ощущения значимости ребенка, правильной оценки;
- Формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах, ПДД;
- Формировать ответственность.
- Методика неоконченных предложений;
- Чем я занят в свободное время?
- Какие качества я в себе взрастил?
- Уровень нравственного роста личности в коллективе.
- Деятельность по развитию познавательных интересов учащихся;
- Формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;
- Способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно;
- Определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция;
- Определить методы, приемы, формы, стили индивидуальной работы с учащимися (в урочной и вне урочной деятельности);
- Изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе);
- Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье;
- Добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса.
- Создать и совершенствовать «интеллектуальный паспорт класса» (уч. интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);
- Постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, пичины пробелов и их коррекция, отношения «учитель — ученик», «ученик — ученик», особенности мышления;
- Организовать взаимопомощь;
- Проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн–ринги, игры, конференции, диспуты. Дискуссии с целью научиться высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать;
- Сотрудничество с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, марафоны);
- Решать проблемы будущей профессиональной ориентации учащихся с учетом их возможностей.
- Акцентирование:
—«изучение мотивации и отношения к учебным предметам».
— методика неоконченных предложений;
— выявление степени сформированности побудительных умений учащихся;
— уровень творческой активности учащихся. - Постоянные контакты с учителями–предметниками.
- Работа психолога.
- Передать опыт социального общения (+ и - ) людей, поколений, их роли и последствий.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений в активных формах деятельности.
- обучение умению проявления симпатии и антипатии.
- Изучение положения учащегося в классе и его проблемам во взаимоотношениях, пути коррекции.
- Формирование у учащегося активной гражданской позиции.
- Диагностика взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекции.
- На среднем этапе обучения изучение адаптации учащихся к школе, коррекция их проблем.
- Проведение диагностики положения учащегося в коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (уровень социальных контактов, уровень изоляции, уровень тревожности).
- На среднем этапе обучения проведение практикумов по этикету; на старшем этапе обучения — организация классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме.
- Развивать общественную деятельность учащихся, привлекать к участию во всех делах, развивать инициативу и активную гражданскую позицию.
- Сформировать навыки саморегуляции.
Диагностика:
- Провести социометрию с пятого класса и ежегодно.
- Провести ассоциативный тест «Поймем друг друга» с 7 по 11 класс.
- Анкетирование «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся».
- Анкетирование «Коммуникативная культура педагогов глазами учащихся».
- Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
- Выбор кружков, клубов, секций.
- Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
- Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям, снисходительным к неудачам.
- Создание особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности.
- Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой. Даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.
- Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе, отвечать за ее выполнение.
- Изучение мнения учащегося о результативности работы внеклассных объединений и личных результатах участия в них.
- Демонстрация родителям достижений учащихся.
- Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
- нетрадиционные формы оперативной диагностики: — рейтинг внеклассных дел; — цветок «настроения».
- анализ внеклассных мероприятий (кл. рук. совместно с детьми).
- поисковая работа: — семейное альбом; — орден в твоем доме
плановые мед. осмотры; – вакцинации; – консультации.
Защитить ребенка и создать условия для свободного развития его духовных и физических сил (записать совместно с физ. руком в секции). Показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления. Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья (мед. сестра, родители, учитель).- Обследование здоровья детей.
- Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
- Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.
- Изучить влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностные отношения, причины детских недомоганий.
- Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
- Просвещение учащихся о личной гигиене, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
- Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.
- Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы).
- Сотрудничество с учителем физкультуры.
- Провести диагностику — определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.
- Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка.
- Провести экспресс-диагностику характерологических особенностей личности.
- Провести самооценку психических состояний.
- Изучать семьи учащихся.
- Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, собеседования, беседы психолога).
- Устанавливать контакты с людьми, которые для учащихся значимы и имеют положительное влияние.
- Организовывать совместное проведение досуга.
- Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
- Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета.
- Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
- Регулярное проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
- Привлечение родителей к сотрудничеству.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
- Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса.
- Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе
Штирлицев — 34%
Из указаных данных логично вытекает, что класс по профильному обучению является физико-математическим, так как социотипы:
Д. Лондонов — 16 %
Максимов — 12 %
Дюма — 4 %
Гексли — 8 %
Жуковых — 8 %
Гамлетов — 4 %
Достоевских — 4 %
Бальзаков — 4 %
Декартов — 6 %
Ю. Цезарей — 4 %
Дон Кихотов — 4 %
- Штирлиц
- Д.Лондон
- Максим
- Гексли
- Жуков
- Декарт
-
Составляют 84 % от общего количества учащихся, у которых логический тип мышления. Уровень воспитанности — 89%.
Класс имеет достаточно высокий уровень воспитанности, что обуславливается высоким социальным статусом семей, где дети не только желанны, но и имеют ряд обязанностей, которые они должны выполнять по поручению родителей, не являются наблюдателями за обустройством жизни, а являются участниками данного процесса.
Образовательный процесс.
По успеваемости класс является самым успешным в параллели. Дети смотивированны на обучение, много занимаются дополнительно, большая часть ребят обучается в дополнительных школах при институтах: занимаются математикой, иностранными языками, русским языком и историей: 3 — отличники; 14 — хорошистов; 7 — троечников.
ЕМЭ по математике:
ЕМЭ по математике 7 человек сдали на « 4 » — хорошо, 18 человек на « 5 » — отлично.
Занятость во внеурочное время
- Обучение в институтах — 3 человека (12 %);
- Занятия спортом — 8 человек (32 %);
- Занятия в художественной школе — 5 человек (20 %);
- Занятия журналистикой — 6 человек (24%)
- Занятия в школе моделей — 1 человек (4 %);
- Занятия танцами — 2 человека (8 %)
Учащиеся класса являются авторами рассказов опубликованной брошюры, посвященной памяти директора школы В.Е. Суровцева
7 раздел: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Принципы взаимной деятельности: - обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
- Моя деятельность, как кл рук., с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания: - беседы,
- анкетирование родителей,
- сочинения и рисунки учащихся о семье,
- конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»,
- педагогические мастерские,
- деловые игры с родителями,
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- проведение родительских собраний с применением ИКТ.
-
2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей — проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Знакомство родителей со справкой диагностики психолога.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
7. Тематические родительские собрания с применением новых информационных технологий по программе «Этика саморазвития», автор Л.А. Котуранов, Н.Н. Котуранова.
2. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
-
Формы:
- проведение малых пед. советов;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.
-
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.
- индивидуальная работа по коррекции поведения ;
- творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
- оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
- индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
- заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;
- индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам;
- ведение тетрадей индивидуального развития.
-
Опыт воспитательной работы был обобщен на семинаре классных руководителей лицея № 48 г. Калуги.
Источник: http://www.modernbiology.ru/klassruk/programma.html











